Права и обязанности пассажира регламентируются нормативными актами РФ. За несоблюдение некоторых обязательств возможно наложение штрафа на нарушителя. Права и обязанности пассажира регламентируются нормативными актами РФ. За несоблюдение некоторых обязательств возможно наложение штрафа на нарушителя.

Перечень обязанностей

Когда человек входит в маршрутное транспортное средство, кроме прав, он должен соблюдать свои обязанности по отношению к транспортной организации.

Обязанности пассажира, использующего общественный транспорт:

  • не терять билет до окончания поездки;
  • находиться в осознанном состоянии и не мешать окружающим пассажирам;
  • сохранять целостность транспортного средства;
  • показать билет или проездной (по просьбе кондуктора, контроллера или водителя ТС);
  • не нарушать общественный порядок;
  • уступать места беременным женщинам, пожилым людям, детям дошкольного возраста;
  • покинуть салон ТС на конечной остановке маршрута;
  • при нахождении забытых или неопознанных вещей сообщить водителю или кондуктору;
  • не мешать работникам ТС (водителю, кондуктору) в осуществлении их обязанностей и работы;
  • не закрывать проход в ТС другим пассажирам;
  • оплатить стоимость проезда или провоза багажа.

При использовании автомобиля общественного назначения не все соблюдают свои обязанности. Связанно это с тем, что ответственность за невыполнение обязанностей будет только с точки зрения морали. Ситуаций, в которых процесс доходил до судебного рассмотрения дела в России – нет. Обязанности несут характер рекомендаций и основываются на моральных ценностях и правах человека и гражданина.

Права пассажира

Пассажир, как участник дорожного движения, может передвигаться в разных транспортных средствах. Рассмотрим передвижение в транспортных средствах маршрутного назначения (метро, автобусы, маршрутки и т. д.), которые осуществляют перевозки по четкому графику, с фиксированным местом посадки и высадки пассажиров.

В данных автотранспортах обязанности пассажиров и водителей должны соблюдаться при посадке, высадке и во время движения. В большинстве случаев обязанности человек выполняет, а права, предусмотренные законом РФ, не применяются в повседневной жизни.

Это связано с двумя основными причинами:

  • неосведомленность слоев населения, использующих маршрутные транспортные средства;
  • личный (человеческий) фактор. Многие из прав пассажира могут быть осуществлены только через договоренность с другими участниками движения.

Несмотря на то, что присутствует личный фактор, существует ряд прав пассажиров, которые по закону не зависят от действий других лиц, сидящих в салоне. Они прописаны в законодательстве и определяют обязанности водителей или организаций, осуществляющих перевозку, к пассажирам общественного транспорта. Кроме того, за нарушение этих прав организация, которая осуществляет перевозку, по закону Российской федерации должна выплатить денежную компенсацию или возместить понесенный жертвой ущерб.

Основные права пассажиров, использующих общественное транспортное средство:

  • перевозить детей в дошкольном возрасте (до 7 лет) – без оплаты за проезд;
  • узнать маршрутследования автомобиля и требовать от организации, осуществляющей перевозку четкого следования заданному пути;
  • перевозить без оплаты мелкий ручной багаж (сумки, пакеты, коляски);
  • заходить и перевозить вместе с собой животных (кошек, собак);
  • пассажир имеет право на комфортное и безопасное передвижение в транспортном средстве;
  • имеет основание требовать от водителя соблюдения правил ПДД;
  • право на сохранение целостности и сохранности багажа или ручной клади;
  • потребовать аптечку или медицинскую помощь;
  • осуществлять льготный (бесплатный) проезд на основании личных данных — участник войны, сотрудник полиции и т. д.;
  • потребовать у контролера специальное удостоверение (показать удостоверение – обязанность контролера);
  • попросить предоставить контактную информацию (адрес, телефон, Email) организации, осуществляющей перевозку.

В итоге можно сделать вывод о том, что пассажир имеет широкий спектр прав при передвижении в общественном транспорте. В случае нарушения прав – можно подать жалобу на транспортную компанию, которая не соблюдает свои обязанности. Если нарушение прав будет доказано, то выплата компенсации — обязанность компании (если вы понесли убыток или ущерб).

Вопросы и ответы

Мне нужна консультация вот по какому вопросу:

Я работаю в ОАО "РЖД" и имею право на бесплатный проезд в поездах дальнего следования 1 раз в год. В июле текущего года поехали с ребенком и коллегой в Санкт-Петербург. Однако обратно без приключений вернуться не смогли. Билеты у нас были забронированы на поезд №113 Санкт-Петербург - Казань. Подошли за 20-25 минут до отправления поезда, подготовили билеты и документы удостоверяющие личность (паспорта и св-во о рождении на ребенка). Проводник запросил у нас транспортное требование ОАО "РЖД", подтверждающее право бесплатного проезда. Найти в чемодане мы их не смогли (когда ехали в Санкт - Петербург их не спрашивали, поэтому мы и не приготовили их в этот раз). Проводники отправили нас к начальнику поезда (мы д.б. ехать в 4 вагоне, а нач. поезда находился в 12), также из уст проводника услышали, что ситуация не критична, начальник поезда запишет нас только в журнал и мы спокойно сядем в вагон, а там уж и найдем запрашиваемое ими требование. Подхожу к начальнику поезда (к молодой женщине) и объясняю свою ситуацию. В ответ слышу категоричное - НЕТ. Я объясняю, что в билете указаны паспортные данные, у меня имеется удостоверение работника ОАО "РЖД", я еду с ребенком, транспортное требование где-то в чемодане и я обязательно найду его в вагоне при более спокойных обстоятельствах, в ответ - НЕТ. Я спрашиваю, что мне делать. Начальник поезда с усмешкой на лице говорит, что необходимо оплатить полную стоимость билета, я была согласна и на это. На вопрос где я это могу сделать мне ответили - у начальника поезда (наличкой), как назло необходимой суммы у меня нет (все же на дворе 21 век и носит с собой большую сумму наличных денег не имеет смысла). Меня отправляют в кассы дальнего следования. Я спрашиваю: - Вы понимаете, что я физически не успеваю дойти до кассы и обратно? На что слышу ответ все с той же ухмылкой: - Понимаю. На вопрос, что мне делать - Ваши проблемы. Так же по-хамски мне говорит: вытряхивай все из своего чемодана и ищи на перроне (когда мы перешли на ты я даже и не заметила). У дочери огромный стресс, начинается истерика, что она очень хочет домой и оставаться здесь она не хочет, реакции от поездной бригады никакой. Я прекрасно понимаю, что ОАО "РЖД" работает согласно распоряжений, нормативных документов и отдаю отчет, что моя вина имеется, но в жизни бывают разные ситуации и оставлять женщину с ребенком на перроне чужого огромного города как минимум негуманно. В итоге на огромном стрессе мы бегом бежим в кассы дальнего следования, сдаем билеты на поезд, который уже отправился и покупаем билеты на Москву, а в вагоне, открыв чемодан и посмотрев получше, мы конечно нашли эти несчастные бумажки. добирались с пересадкой...

Эксперт:

Согласно п.48 Правил № 437 При посадке пассажира в вагон проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд — документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам. Таким образом при отсутствии документа дающего право на бесплатный проезд ( в данном случае вы его не предъявили так как он был у вас в чемодане) отказ проводника и начальника поезда в доступе в вагон был в рамках законных норм. Другое дело что вам могли пойти на уступки и дать время спокойно его найти. Но попались принципиальные люди. В следующий раз готовьте все документы заранее при посадке в поезд.

Хотелось бы найти такой источник, где прямо прописана обязанность пассажира держаться за поручни, как это прописано в аналогичном постановлении республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 N 1088). А также обязанность водителя автобуса начинать движение только после тог, как он убедится в том, что все пассажиры держаться за кресла, поручни или сидят.

Эксперт:

Необходимый Вам правовой акт — это Правила дорожного движения.

(Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

5.1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;22.8. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Сегодня ехал в маршрутке, хотел сесть вперед. Впереди было два пассажирских сиденья, на одном сидела девушка, а на другом лежала куртка водителя.

Водитель отказался пускать меня вперед, объяснив это тем, что у него куртка там лежит, и что это его кабина, частная собственность, могу и буду делать, что хочу.

Я прекрасно понимаю, что водитель специально создал ситуацию (положил куртку), чтобы никого вперед не пускать.

Я стал снимать водителя на видео, фиксировать его отказ. При этом я вел себя крайне спокойно, ничем не угрожал. Просто хотел, чтобы он на видео назвал причину.

Более того, я дождался момента, когда он остановится на остановке, чтобы не отвлекать его от управления транспортным средством и не провоцировать опасную ситуацию на дороге.

После чего он перешел к неадекватным действиям, таким как:

попытался вырвать у меня телефон

стал требовать отдать мой телефон ему

стал требовать удалить видео

схватил за куртку, порвал ее, толкнул меня, когда сам сидел за рулем, а я был в салоне (при этом управляя автомобилем!!!)

оскорблял (много чего, но также назвал дебилом, и я это снял на видео, т.к. есть доказательства)

после чего выгнал меня из маршрутки (он остановился, я вышел сам, т.к. он вел себя крайне неадекватно, и я его реально испугался). Справедливости ради отмечу, что деньги вернул.

Суть вопроса:

Я прекрасно понимаю, что он не имел права это все делать, и тут уже в полицию заявление нужно писать.

Но я опасаюсь, что меня потом самого могут привлечь за то, что я его отвлекал, снимал на видео без разрешения и т.д.

Вопрос: могут ли меня за видеосъемку водителя самого привлечь к ответственности, и какие санкции ко мне могут быть применены.

Эксперт:

Согласно п. 5.2. Правил дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.09.2016), пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.

За нарушение пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Кроме того, стоит помнить и о возможности наступления гражданско-правовой ответственности в случае обнародования указанной Вами видеозаписи.

ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может

использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их
отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в
случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в
местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях
(собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Эксперт:

Глеб, полагаю что Вам не стоит так тревожится за свои действия. Водитель является работником исполняющий свои трудовые обязанности. Организация в которой он работает оказывает услуги населению. Соответственно Вам должна быть оказана надлежащая услуга. Возможно Вы и справоцировали такие действия водителя своей видео съемкой, но в любом случае он не должен был себя так вести, т.к. Он в лице своей организации оказывает Вам услугу по перевозки, а то что Вы снимали это на телефон, в этом нет ничего противозаконного

Источники

Использованные источники информации.

  • https://lawecon.ru/prava-i-obyazannosti-passazhira/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий