В статье мы разберем, что это за понятие автогражданка, и еще узнаем, обязательно ли такое страхование для водителей в России. Посмотрим, от чего зависит расчет выплат в случае аварии, а также дадим советы по покупке полиса через интернет. Что такое ОСАГО на машину: законодательная база и для чего он необходим. Затронем вопрос о компенсационных выплатах пострадавшей стороне.

Какие есть варианты процедур страхового возмещения?

Как известно максимальная сумма выплаты по ОСАГО на 2016 и 2019 г. составляет:

  • 400 тыс. руб. – за ущерб по «железу»;
  • 500 тыс. руб. – за вред здоровью или жизни.

Сумма возмещения рассчитывается на основе величины ущерба в рамках этих лимитов. Минимальная выплата по ОСАГО не лимитирована.

Способы страхового возмещения постоянно реформировались. Сперва был доступен только классический вариант – потерпевший обращался за возмещением к компании виновника.

Затем появилась альтернатива – прямое возмещение от СК потерпевшего, который мог выбирать один вариант из двух. Позже это новшество отменили, введением безальтернативного прямого возмещения. Ко всему этому впоследствии был добавлен вариант натурального возмещения (ремонтом авто).

Итак, какие способы выплат доступны на сегодняшний день? Вот их список, актуальный на февраль 2019 г.:

  • Прямое безальтернативное возмещение – на данный момент является основным вариантом выплат;
  • Классическое возмещение – запасной вариант, применяемый для страховых случаев, условия которых исключают выплаты по основной прямой схеме;
  • Натуральное возмещение – сейчас этот вариант занимает место альтернативного.
  • Компенсационное возмещение – это страховочный вариант для случаев, когда выплаты от страховщика недоступны (по разным причинам). Вместо СК деньги выплачивает РСА (Российский союз страховщиков) из специального компенсационного фонда.

Статья в тему: Как получить страховку по ОСАГО после ДТП: подробная пошаговая инструкция + если виновник скрылся, если вы пешеход и т. д.

Вопрос в тему: Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?

Это может произойти только в случае обоюдной виновности участников ДТП. В таких случаях возмещение обычно составляет 50% от положенного. Но СК могут сделать и более точные расчеты, с учетом доли вины каждого участника происшествия.

Что будет с вариантами выплат в ближайшем будущем?

По вариантам выплат нужно уточнить, что в 2019 г. в их отношении выплат грядет серьезная реформа – планируется заменить денежное возмещение натуральным почти для всех страховых случаев.

Статья в тему: Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО: разбираемся в понятии + новое в законе об ОСАГО с 2019 года

Так, 14 декабря 2019 г. Госдума приняла соответствующий законопроект (от Емельянова М.) в первом чтении. Центробанк же настаивает на введении закона в действие до 1 марта 2019 г.

Законопроект Емельянова был внесен совсем недавно (по меркам Думы) – в июне 2019 г., а всего через полгода был принят в первом чтении. Откуда такая поспешность в таком важном деле? Ведь обычно Дума принимает законы после их обстоятельного и довольно длительного обсуждения.

Дело в том, что в этой области сложилась ситуация близкая к катастрофической, которая угрожает всей системе ОСАГО и требует срочного вмешательства.

По всей стране расплодилось множество юридических фирм, профилем которых является перекупка у потерпевших их спорных страховых дел и выбивание из СК непомерно раздутых исками возмещений в свою пользу. Введением безденежной формы возмещения в качестве основной, планируется оздоровить ситуацию и выбить почву из-под ног узаконенного юридического мошенничества.

Так что тут ожидаются важные новости, о которых я вам непременно сообщу на страницах моего блога.

Три главных преимущества ОСАГО

Обязательное автострахование отличает три главных положительных качества, совокупность которых способствует его распространению во всем мире.

Вот они:

  1. Страховщик платит за вину страхователя. При условии, что отказаться от автогражданки все равно нельзя, ее наличие дает автомобилисту определенную гарантию сохранности его кошелька при возникновении ДТП по его вине. Это несомненно плюсовой фактор и материально заинтересовывает владельца полиса.
  2. Гарантия получения страховых выплат. Потерпевшие во многих случаях избавлены от утомительных хлопот по взысканию возмещения с виновной стороны и получают деньги с высокой оперативностью. По ОСАГО оплачивается ущерб даже незастрахованному лицу, т. к. главное тут – наличие полиса у виновника происшествия.
  3. Повышение уровня безопасности дорожного движения. Автогражданка стимулирует водителей к соблюдению правил ПДД и аккуратному вождению. Это косвенно экономит людям время, нервы, усилия и деньги, а также оберегает их здоровье и жизнь.

Перечисленные качества дают свои плоды:

  1. ОСАГО набирает популярность как выгодная страховая услуга, несмотря на повышение ее тарифов;
  2. Основная масса возмещений при ДТП урегулируется исключительно в рамках ОСАГО, что разгружает суды и другие госструктуры;
  3. Число ДТП находится под контролем и не выходит за прогнозируемые пределы, несмотря на постоянно увеличивающееся количество машин в РФ.

Однако у автогражданки есть и отрицательные моменты, которые большей частью возможно устранить в будущем.

8 существенных минусов, имеющихся у ОСАГО

После окончания стадии активного реформирования, которая имеет место в настоящее время, российское ОСАГО должно стать надежной гарантией достойного возмещения вреда потерпевшим и минимизации проблем у виновника.

Однако сейчас система еще не до конца отлажена и подвержена построению на ее основе дискредитирующих схем. К ним относятся:

  1. Занижение суммы возмещения, к чему склонны практически все страховые компании, в той или иной степени;
  2. Навязывание дополнительных услуг от страховщика, повышающих плату за полис и часто абсолютно ненужных водителю;
  3. Учет износа требуемых замены деталей при выплате возмещения и высокая вероятность обмана в исходных данных по износу для калькуляции;
  4. Случаи занижения страховых баллов водителя без имеющихся на то оснований и отмечающиеся довольно часто;
  5. Возмещение вреда здоровью и жизни еще недостаточно проработано в сравнении с возмещениями по «железу»;
  6. Довольно низкие лимиты возмещений в сравнении с западными странами;
  7. Возможность приобретения левых полисов, мало отличающихся от оригинала.
  8. Отсутствие жесткого контроля государства за страховщиками. Это дает возможность СК использовать юридические казусы в явно негативной плоскости с целью наживы. Примером может служить нашумевшая эпопея с требованиями выплат от сбитых машинами пешеходов.

В последнее время многие относят к минусам существенно повысившуюся стоимость полиса. Однако одновременно с этим были повышены и лимиты возмещений, что уравновесило негатив.

Почему пешеходы платили деньги за восстановление сбивших их автомобилей

В 2012 г. после прецедента Красноярского краевого суда, когда СК сумела взыскать с родителей пострадавшей несовершеннолетней девушки деньги на ремонт сбившего ее авто, начался шквал подобных разбирательств и громких скандалов.

Все дело в том, что в красноярском прецеденте Конституционный суд, в который была подана апелляция от родителей девушки, стал на сторону страховщика. Посчитав это за «зеленый свет» СК принялись наперебой взыскивать уплаченную клиентам стоимость повреждений со сбитых ими пешеходов. Причем суды местных инстанций, также впечатленные решением КС, часто принимали сторону СК, мало учитывая нюансы каждого случая.

Дело дошло до того, что деньги взыскивали с людей, оставшихся инвалидами 1 группы и даже с наследников, скончавшихся под колесами авто пешеходов.

Руководствуясь ФЗ № 40, ущерб ТС действительно должен оплатить виновник, а согласно ст. 1064 ГК РФ и мнению КС РФ, в случае если ДТП произошло по вине пешехода, то ему и платить за поврежденную его телом машину.

Юристы же уточняют, что в подобных случаях нельзя судить так категорично. Да, сбитым пешеходом может быть нарушен пункт 4.5 ПДД («смотри по сторонам»), но в отношении водителя при таком ДТП в 100% случаях нарушен пункт 10.1 («внезапное препятствие») того же ПДД. Выходит, в самом неблагоприятном для пешехода случае вина будет минимум обоюдной, а это уже минус 50% возмещения по закону.

В настоящее время после личного вмешательства президента суды умерили пыл и СК редко выигрывают подобные дела, однако на законодательном уровне данный казус до сих пор не урегулирован.

Статья в тему: Расчёт неустойки по ОСАГО: формула вычисления и судебная практика

Фото 1

Полезные советы

  • Если был увеличен страховой риск и СК требует дополнительной оплаты, ее величина рассчитывается по актуальным на это время тарифам, которые могут отличаться от первоначальных (ст. 8, п. 3, абз. 2 ФЗ № 40), имейте это в виду.
  • Принимаемая СК от страхователя оплата за полис (страховая премия) должна большей своей долей участвовать в непосредственном страховом возмещении, точнее это – 80% всей внесенной суммы.
  • Расчеты и окончательная цена за полис ОСАГО в одном населенном пункте для одного водителя и одного авто не должны существенно отличаться у разных страховщиков, обращайте на это внимание.
  • Статистические данные по ОСАГО (размеры оплат страхователей, количество и величина возмещений и др.) обнародуются Центробанком в ежегодных отчетах.

Права водителя по ОСАГО

ОСАГО предоставляет страхователю ряд прав.

Они следующие:

  1. Получать услуги обязательного страхования у любого страховщика на безоговорочной основе, если все условия соблюдены;
  2. Восстанавливать полис, утраченный по каким-либо причинам;
  3. Заключать договор на выбранный временной период;
  4. Самостоятельно разрывать договор в установленных законом случаях (смена собственника и др.);
  5. Получать страховое возмещение в соответствии с положениями закона и в полном объеме;
  6. Требовать дополнительное страховое возмещение при нехватке суммы первоначальной выплаты на восстановление авто или здоровья;
  7. Требовать возмещения расходов, сопутствующих страховому случаю;
  8. Требовать независимой экспертизы от страховщика при несогласии с заключением первичного осмотра авто работником СК;
  9. Воспользоваться расширенными возможностями обязательного страхования.

Статья в тему: Как расторгнуть договор ОСАГО: пошаговая инструкция + как вернуть деньги и расторгнуть договор цессии

Оформление полиса

Согласно российскому законодательству, водитель в течение пяти дней после оформления транспортного средства в собственность должен заключить договор обязательного автогражданского страхования. Отсутствие данного договора у владельца машины ведет к невозможности ее постановки на учет в ГИБДД и прохождения государственного техосмотра. Оригинал полиса ОСАГО водитель обязан иметь при себе во время управления своим авто. В случае отсутствия «автогражданки», автовладельца ждет штраф в размере от 5 до 8 МРОТ, т.е примерно 500 — 800 рублей. К тому же транспортное средство может быть отправлено на штрафстоянку. Так выглядит образец полиса.

Теперь понятно, что страховать свое авто просто необходимо. Какие же документы нужны для заключения договора ОСАГО? Прежде всего, это:

  • заявление о заключении договора;
  • паспорт или иное удостоверение личности для физического лица, а для юридического — свидетельство о регистрации юридического лица;
  • паспорт на ТС либо иное свидетельство о регистрации данного транспортного средства;
  • доверенность на управление транспортным средством;
  • водительское удостоверение.

Иногда страховая компания может попросить осмотреть автомобиль. Это абсолютно правомерно и делается для того, чтобы избежать случаев мошенничества со стороны водителя. К примеру, некоторые владельцы транспортных средств страхуют автомобиль с уже имеющимися повреждениями, дабы потом взыскать возмещение данного ущерба у страховой компании. Особое внимание привлекают водители, управляющие транспортным средством по доверенности.

Срок действия договора обязательного автострахования составляет 1 год.

Законодательная база

В 2002 году был принят ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев ТС», устанавливающий правила и регулирующий регламент обязательного страхования.

Полис автогражданки – это страховка, отсутствие которой будет являться административным правонарушением

В обозначенном законодательном акте прописано, что полис автогражданки – это страховка, отсутствие которой будет являться административным правонарушением. За данное правонарушение предусмотрен штраф, размер которого составляет от 500 до 800 руб. в зависимости от ситуации.

Владелец автомобиля должен застраховать риски собственной ответственности при эксплуатации ТС.

По причине недостаточной юридической грамотности населения, для многих людей определения «владелец» и «собственник» являются тождественными. Однако, с точки зрения Законодательства РФ это не так. Основываясь на гражданских правовых нормах право владения включено в право собственности, при это они не равны. Собственник владеет ТС, но у владельца не появляется права собственности. Если говорить на простом языке, то владельцем машины является любой водитель, который имеет право на управление конкретным транспортным средством. Причем это может быть и управление ТС, которое находится в собственности, и автомобиль, переданный водителю по нотариальной доверенности.

Полис автогражданки не имеет привязки к конкретному ТС. Основная цель обязательного страхования – защита имущества и здоровья окружающих от рисков неуплаты виновником аварии компенсации пострадавшей стороне. Это означает, что у водителя может не иметься транспортного средства в собственности, но иметь страховку ОСАГО – это его непосредственная обязанность.

За отсутствие у водителя полиса ОСАГО предусмотрен штраф в размере от 500 до 800 руб.

Участники страхового договора

Разобравшись с тем, что такое полис ОСАГО, целесообразно четко обозначить «действующих лиц» данного соглашения.

В качестве объекта страхования выступает имущество, здоровье и жизнь третьего лица при причинении им вреда страхователем. Иначе говоря, страховка должна покрывать причиненный водителем ТС ущерб потерпевшей стороне.

В качестве участников страхования автогражданки выступают:

  1. Страховщик – страховая компания, имеющая лицензию на оказание данного вида услуг и оформляющая страховой договор со страхователем.
  2. Страхователь – гражданин, страхующий собственную гражданскую ответственность, заключая договор страхования со страховщиком.
  3. Выгодополучатель – гражданин и его имущество, пострадавшие от действий и ТС страхователя.
В качестве объекта страхования выступает имущество, здоровье и жизнь третьего лица при причинении им вреда страхователем.

Согласно установленным правилам, оформление ОСАГО может осуществляться любым гражданином, который допущен к управлению транспортным средством, в том числе, и управление автомобилем по доверенности. При этом, водитель, оформивший полис, вправе управлять несколькими автомобилями.

Полис автогражданки предусмотрено 2 графы, куда вписываются собственник и лицо, оформляющее страховку. Если это одно лицо – сведения в обеих в графах будут совпадать. Но когда страхователь собственником страхуемого авто не является, то соответствующие данные отображаются в документе.

При оформлении автогражданки гражданином, не являющимся собственником ТС, вписывать в документ реального хозяина в качестве лица, которое допущено к его управлению, не потребуется. Автогражданка автоматически распространяется на законного владельца машины. Кроме того, при изменении числа лиц, допущенных к управлению ТС, личное присутствие собственника тоже не требуется.

Фото 2

От чего зависит расчет выплат?

Согласно статье 7 ФЗ «Об ОСАГО» установлены следующие размеры страховой суммы:

  • в случае причинения вреда здоровью другого человека сумма страховой выплаты составляет 500 000 рублей;
  • если был нанесен ущерб имуществу другого лица, то размер страховой выплаты равен 400 000 рублей.

Статья 7. Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;

В чем заключается суть ОСАГО – основные принципы автогражданской ответственности

С самим термином ОСАГО, думаю, все понятно. Но из него не до конца ясна суть автогражданки как таковой. Для чего она вообще нужна? Что и кому дает? Давайте разберемся в этом важном вопросе.

Гражданская материальная ответственность

Общеизвестно, что за причиненный ущерб виновное в нем лицо должно материально отвечать, согласно ГК РФ (ст. 1064 и др.) – это и есть материальная гражданская ответственность. Вследствие этого ответчик понесет убыток номинально равный нанесенному ущербу.

Это может быть ответственность:

  • Уголовная
  • Материальная
  • Уголовно-материальная

ОСАГО касается только материальная ответственность – к уголовному производству авторгажданка отношения не имеет.

Для всех субъектов (физлиц и юрлиц) имеется постоянная материальная ответственность, в качестве потенциального виновника перед потенциальными потерпевшими. Ведь любой гражданин, при определенных обстоятельствах, может стать причинителем вреда и отвечать за него.

То есть это классифицируется как риск. И часто такой риск наносится через какие-то объекты, которыми пользуется виновник. А чем занимаются страховые компании (СК)? Правильно – страхуют риски, и риск, связанный с использованием каких-то вещей в том числе.

Например, есть родственный ОСАГО полис гражданской ответственности. Не автогражданской, а гражданской – это добровольное страхование, покрывающее материальную ответственность за ущерб при самых разных ситуациях (в основном бытовых).

Автогражданская материальная ответственность

Кроме страхования гражданской ответственности существуют и другие подобные полисы. Но все они имеют один главный принцип – их предметом является не сам объект, а связанная с ним ответственность субъекта.

То есть прямого классического страхования, когда владелец получает возмещение за повреждение своей собственности, не происходит. Страхуется возможность материальной ответственности перед потерпевшим. Не возможность причинения вреда, как пишут некоторые, а именно возможность ответственности за него.

Ведь наносимый потерпевшему вред не приносит материальный убыток виновнику. Его приносит наступающая ответственность, которая и страхуется. Этот тонкий момент многие понимают туманно.

Статья в тему: Что входит в страховой случай по ОСАГО и как его определить? + жизненные примеры

ОСАГО как раз относится к подобной разновидности страхования, предоставляя полис автогражданской ответственности. Он покрывает возможный убыток виновника, который тот может понести при возмещении вреда потерпевшему. При условии, что вред этот причинен посредством автомобиля.

Отсюда и такой термин – автогражданская ответственность, т. е. ответственность, связанная с ТС виновника, которое выступило в качестве агента нанесения вреда.

Что такое ОСАГО – определение

Думаю, после прочтения вышеизложенного, вам стал ясен принцип страхования, являющийся основой ОСАГО. Теперь можно вывести общее определение автогражданки.

Итак, ОСАГО это — страхование субъектом (физлицом или юрлицом) возможности своей материальной ответственности за причиненный вред другому субъекту, посредством ТС находящимся в процессе движения.

Обратите внимание на концовку – там нет слова «использование». И не зря – вред может быть нанесен ТС и без факта его использования (например, сорвавшимся с ручника транспортом).

Некоторые используют концовку «по прямому назначению», но это не совсем точная формулировка. Да, к легковушкам подобное применимо – их прямое назначение заключается в простом передвижении. А вот со спецтехникой иначе. Повреждения, нанесенные не относящимися к передвижению конструкциями, не возмещаются в рамках ОСАГО, а ведь эти конструкции и определяют прямое назначение таких ТС.

Что ж, главное уяснили, теперь разберемся с частностями, связанными с ОСАГО.

Как возмещают ущерб

С апреля 2019 года по закону об ОСАГО приоритетная форма возмещения ущерба – восстановительный ремонт. Страховщики отправляют пострадавшие легковые автомобили россиян на свои партнерские станции технического обслуживания (СТО). Если у вас новый автомобиль – не старше двух лет, вас направят к официальному дилеру вашей марки.

  • Без учета износа При восстановительном ремонте, в отличие от денежной выплаты, страховая компания не учитывает износ деталей и агрегатов. На ваш автомобиль поставят только новые запчасти.
  • Гарантия качества Минимальный гарантийный срок на ремонт автомобиля – 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы – 12 месяцев.
  • Фиксированный срок Предельный срок ремонта – 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО. За нарушение сроков ремонта страховщик заплатит вам неустойку – 0,5% от суммы страхового возмещения.

Можно ли выбрать автосервис самому


Вы можете выбрать любой автосервис из списка страховщика в радиусе 50 км от вашего дома или места аварии. Сделать выбор можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.

Страховщик обязан публиковать на своем сайте актуальный список партнерских СТО с адресами, марками обслуживаемых автомобилей и примерными сроками ремонта.

Если вы хотите отремонтировать автомобиль в автосервисе, с которым у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении укажите полное наименование выбранной СТО, ее адрес и платежные реквизиты, чтобы страховщик мог перевести ей оплату за ремонт.

Получить деньги можно в следующих случаях:

  • В списке страховой компании нет СТО недалеко – в пределах 50 км – от вашего дома или места аварии. И вы не согласны на транспортировку автомобиля за счет страховой компании в удаленный автосервис.
  • Автомобиль новый, а в списке страховой компании нет официального дилера нужной марки.
  • Страховая компания не может направить машину на ремонт на СТО, выбранную при заключении договора.
  • Ущерб от ДТП превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей при оформлении ДТП по европротоколу), и потерпевший не согласен доплачивать за ремонт на СТО страховщика.
  • Машина не подлежит восстановлению.
  • Владелец поврежденного автомобиля – инвалид.
  • Владелец погиб или получил сильные травмы. Деньги могут получить близкие: супруг, родители или дети.
  • Все участники ДТП признаны виновными и не согласны сами доплачивать за ремонт. Автовладелец и страховая компания заключили соглашение о возмещении ущерба деньгами.

Что делать, если качество ремонта не устраивает

Во время гарантийного срока вы можете написать заявление страховщику с требованием исправить недостатки. Эксперт страховой компании обязан осмотреть ваш автомобиль в течение 5 дней и отправить на ремонт, если информация о недостатках подтвердится.

Фото 3

Что делать, если случилось ДТП

Все участники аварии должны заполнить извещения о ДТП и передать их в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней. Если офиса вашего страховщика поблизости нет, вы можете передать извещение его представителям в регионе, где произошло ДТП.

Но прежде чем приступать к оформлению европротокола, определите, возможно ли это в вашем случае.

Как купить полис ОСАГО, не выходя из дома

Электронный полис ОСАГО – удобная альтернатива привычному бумажному. Список компаний, у которых можно приобрести полис онлайн, вы найдете на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Электронный полис достаточно распечатать и возить с собой. По серии и номеру сотрудник ГИБДД может проверить актуальность полиса через горячую линию или информационную базу РСА. Вы и сами можете заглянуть в эту базу, если потребуется.

Если нужен полис на бланке строгой отчетности, вы можете получить его в офисе страховщика или по почте за небольшую дополнительную плату.



Что такое ОСАГО?

ОСАГО или "автогражданка" — это полис, который приобретает водитель с целью защиты имущественных интересов. Покупая страховку, вы защищаете себя от материальных убытков, связанных с возмещением вреда, причиненного имуществу и здоровью третьих лиц. Простыми словами, благодаря этому полису водителю не придется оплачивать ремонт автомобиля и лечение людей, пострадавших в ДТП, случившегося по вашей вине.

Если наоборот — в ДТП пострадали вы — ущерб будет возмещен за счет ОСАГО виновной стороны. При этом отсутствие полиса у виновника происшествия не является причиной отказа в возмещении убытков.

Оформление ОСАГО — это не право водителя, а обязанность, прописанная в законе № 40-ФЗ "Об ОСАГО". При отсутствии страховки придется заплатить штраф, размер которого в 2019 году составляет 800 рублей. Весь перечень штрафов, сявязанных со страховым полисом на машину, собран здесь. Важно понимать, что это не самое страшное, что может пройти при отсутствии полиса.

Нужен ли ОСАГО, если есть КАСКО?

Еще один популярный вопрос — нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО? Страхование по КАСКО не является обязательным. Автовладелец может отказаться от покупки этого полиса, а вот от ОСАГО нет. "Автогражданка" является обязательной, поэтому за ее отсутствие предусмотрены штрафные санкции.

В случае ДТП полис КАСКО покроет убытки, причиненные вашему автомобилю. Происходит это одним из двух способов:

  1. Если вы стали виновником ДТП, то ущерб, причиненный пострадавшей стороне, будет возмещен по ОСАГО, а на восстановление вашего автомобиля деньги выделит страховщик, согласно условиям КАСКО.
  2. Если виновником стал другой водитель, то вы можете выбрать — воспользоваться ОСАГО или КАСКО для возмещения ущерба.

Аналогичная ситуация с полисом ДСАГО. Этот вид страхования не является обязательным. И наличие полиса ДСАГО не избавляет от ответственности за покупку ОСАГО.

Как формируется цена на ОСАГО?

Один из главных аспектов автогражданки – ее цена. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что стоимость ОСАГО контролируется государством. Это соответствует действительности лишь номинально, т. к. подобный контроль не дает фиксированной цены полиса.

На самом деле стоимость полиса зависит от:

  • Прямого государственного регулирования;
  • Расчетов страховщиков;
  • Водителя ТС.

В результате разброс цен на страховку может быть очень значительный.

Давайте вкратце во всем этом разберемся.

Статья в тему: Расчет ущерба ОСАГО по Единой методике Центробанка – что это такое и как ею пользоваться + калькулятор страховых цен на запчасти

Прямое государственное регулирование стоимости ОСАГО

Согласно ФЗ № 40 (ст. 8-9) в качестве регулятора цен выступает Центробанк РФ. Но он указывает для СК только значения базового тарифного коридора.

Этот коридор определяется в соответствии с:

  • Максимальными и минимальными тарифными ставками;
  • Территориальными коэффициентами.

Согласно ст. 9, п. 1 (ФЗ № 40), стоимость полиса рассчитывается в виде произведения базовых ставок (БС) и территориальных коэффициентов (ТК).

Значения БС и ТК устанавливаются ЦБ РФ на срок не менее одного года.

Базовые тарифные ставки

Эти ставки разделены на 7 тарифных групп, соответствующих родственным категориям авто- , мото- , и электро- транспорта.

Данные тарифные группы могут подразделяться на подгруппы, согласно различным условиям, которые могут влиять на степень риска причинения вреда:

  • Вид субъекта владения;
  • Сфера применения;
  • Характер использования;
  • Пассажировместимость;
  • Грузоподъемность.

Приведу пример для легкового автотранспорта с минимальной и максимальной базовой стоимостью полиса. Легковушки входят в тарифную группу для категорий «В» и «ВЕ», которая подразделяется на 3 подгруппы:

  • Юрлица – от 2573 до 3087 руб.
  • Физлица (включая лиц-ИП) – от 3432 до 4118 руб.
  • ТС применяемые как такси – от 5138 до 6166 руб.

Территориальные коэффициенты

Базовая стоимость полиса зависит и от регионального фактора, согласно ст. 9, п. 2 (ФЗ № 40). Такая регуляция введена из-за существенной разницы в условиях эксплуатации ТС между разными регионами (уровни рисков, уровни цен и т. п.).

Подобное различия условий для ОСАГО выражается в территориальных коэффициентах, значения которых обновляются по одинаковым с базовыми тарифами правилам.

Территориальный коэффициент определяется согласно месту преимущественного использования ТС, с учетом адреса прописки собственника или владельца (ст. 9, п. 2, пп. «а», ФЗ № 40).

ТК разделены на 86 групп, почти полностью соответствующих 85 субъектам Федерации. 86 группа выделена для зарубежной арендной территории Байконур. Большинство групп имеют подразделение на подгруппы – крупные города имеют свой коэффициент, а все остальные населенные пункты один общий.

Также свои ТК, без отрыва от влияния региона, имеет автотранспорт специального назначения.

Расчеты страховых компаний

На основе базовой стоимости страховщики строят собственные расчеты с учетом индивидуальных особенностей водителя, автотранспорта и страховой истории.

Основные факторы, которые влияют на расчеты СК следующие:

  • Базовый ценовой коридор;
  • Возраст водителя;
  • Стаж вождения;
  • Безаварийность вождения;
  • Количество вписанных в полис водителей;
  • Период действия договора;
  • Технические данные ТС.

Причем этот список может быть расширен, согласно подпункту «д» (п. 2, ст. 9 ФЗ № 40). Например, некоторые СК учитывают пол водителя.

Безаварийность езды водителя

Безаварийное вождение – это особый параметр, являющийся принципиальным для ОСАГО. Его определяет балльная система коэффициентов бонус-малус (КБМ) и он существенно влияет на стоимость страховки.

В этой системе есть базовое значение, присваиваемое водителю на старте его истории вождения – страховой класс (начальный КБМ =1, начальный класс = 3). Затем, в зависимости от количества страховых выплат, в этот класс ежегодно вносятся коррективы, снижающие или повышающие его.

Причем такая классность повышается медленно (по 1 классовой единице или 0.5 баллов КБМ в год). А вот утратить ее можно быстро – достаточно двух страховых выплат в год, чтобы скатиться с самого высокого класса (13) опять на базовый (3).

Такая система способствует т. н. безаварийной езде, что благоприятно сказывается на общей безопасности дорожного движения.

Однако тут есть один порок – страховая безаварийность и безаварийность истинная не есть одно и то же. СК снижают стоимость полиса не за отсутствие аварий, а за отсутствие страховых выплат. То есть водитель может постоянно попадать в ДТП и быть на плохом счету в ГИБДД, но если он улаживает все в частном порядке, то для СК он «белый и пушистый».

В будущем подобная ситуация может измениться и СК обяжут учитывать все ДТП зафиксированные ДПС.

Статья в тему: КБМ в полисе ОСАГО: что это такое, для чего он нужен и к чему обязывает + таблица значений

Вопросы и ответы

Доброго времени суток у меня вопрос по автогражданке произошло дтп я управляя а\м митсубиси буксировал на гибкой сцепке а\м ниву которой управлял мой друг невписаный в страховку обе машины зарегистрированы на мое имя и на тот момент была действительна страховка МСК совершили наезд а\м нивой на стоящий а\м ваз 12 застрахованый в россгострахе вследствии чего было повреждено заднее крыло и фонарь на ваз 12 вызвали дпс оформили дтп после чего ему выплатили 13 тыс руб независимую экспертизу владелец а\м ваз12 не проводил и на ремонт у него ушло 20 тыс руб с кого он в праве потребовать разниу с меня с друга управлявшего нивой или со своей страховки и вправе ли он подать в суд и на кого в данной ситуации и будет ли взыматься выплата которую выплатили владельцу ваз12 с моего друга который невписан в страховке заранее Юрий

Эксперт:

Поскольку лимит ответственности страховщика не превышен, то он должен будет требовать разницу со страховой компании. Об этом говорит ст.931 гк рф, если же он предЪявит требование к Вам, то Вам будет необходимо привлекать в качестве соответчика страховую

Эксперт:

Хозяин ВАЗ 2112 должен обращаться в суд на страховую компанию, а Вы оба будете привлечены как третьи лица. Если что то будет не по этой схеме я бы ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика (на страховую).

Эксперт:

В силу статьи 13 Федерального закона N 40-ФЗ "Об ОСАГО" предъявление требования о возмещении вреда непосредственно к причинителю вреда является правом потерпевшего, однако в этом случае закон обязывает причинителя вреда привлечь к участию в деле страховщика (пункт 2 статьи 11).

Практика по таким случаям существует разная. Стоит отметить следующее.

Обзор судебной практики по рассмотрению споров, связанных с применением Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

"Возражение общества-1 о том, что надлежащим ответчиком является общество-3 - страховщик по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автомобиля, при управлении которым причинен вред, не принято судами, поскольку ни общество-1, ни его водитель не вписаны в полис обязательного страхования. Суды признали ответственность не застрахованной, а страховой случай - не наступившим.

Президиум ВАС РФ судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Ответственность владельцев транспортных средств подлежит обязательному страхованию, поэтому вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие использования транспортного средства, должны решаться с учетом положений Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ по договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя, иного названного в договоре обязательного страхования владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законном основании владельцев.

Лицо, которое использует транспортное средство на праве аренды, признается владельцем транспортного средства (статья 1 Федерального закона N 40-ФЗ).

Предъявление иска к причинителю вреда Федеральный закон N 40-ФЗ не запрещает, но обязывает причинителя вреда в этом случае привлечь к участию в деле страховщика (пункт 2 статьи 11).

Т.е. в данном случае владельцем ТС, обязанным застраховать ответственность, являетесь Вы, поэт ому, если будет подан иск, то соответчиком необходимо привлечь страховщика, который застраховал ответственность владельца ТС, в результате эксплуатации которого причнен ущерб потрепевшему.

"Вывод судов обеих инстанций о том, что поскольку Ванник В.А. не вписан в полис страхования ВВВ N 0154691846, выданный ОСАО "РЕСО-Гарантия" страхователю и владельцу транспортного средства Ермаковичу Р.Г., то ответчик не обязан возместить вред в порядке суброгации, сделан при неправильном применении норм материального права, так как страхователь обязан осуществить страховую выплату, если лицо, виновное в ДТП, на законном основании управляло транспортным средством.

Между тем, содержащийся в статье 1 названного Закона перечень законных оснований владения транспортным средством не является исчерпывающим. В понятие "владелец" не включены лишь лица, управляющие транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Содержание названной нормы Закона указывает на то, что в его целях незаконным владением транспортным средством должно признаваться противоправное завладение им.

Остальные основания наряду с прямо оговоренными в Законе следует считать законными основаниями владения транспортным средством.

Согласно статье 1079 ГК РФ лицо, управляющее транспортным средством на основании выданной ему собственником транспортного средства доверенности, является законным владельцем.

Поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" лицо, управляющее транспортным средством, как по доверенности, так и на ином законном основании, также признается его законным владельцем, то ответственность такого лица является застрахованной в порядке обязательного страхования наряду с ответственностью названных в полисе обязательного страхования лиц в силу Закона".

(Постановление ФАС Московского округа от 11.05.2012 по делу N А40-97133/11-26-730).

законно ли навязывание дополнительного страхования при осаго например жизни или квартиры

Эксперт:

Страховка по автогражданке законно ли навязывание дополнительного страхования при осаго например жизни или квартиры

михаил

При страховании автогражданской ответственности, вы не обязаны дополнительно страховать жизнь или квартиру, вам могут предложить страхование, например жизни, но вы можете отказаться и это никак не должно повлиять на страхование по ОСАГО т.е. обязательного страхования жизни при ОСАГО быть не должно.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://kulikavto.ru/osago/osago-chto-ehto-takoe-istoriya-principy-i-vazhnost-avtograzhdanki.html
  • http://spokoino.ru/articles/strahovanie/avtograjdanka/
  • https://fintolk.ru/strahovanie/avto/chto-takoe-polis-osago-na-mashinu.html
  • https://pravovoi.center/avtoyurist/avtoctrahovanie/avtograzhdanka.html
  • https://fincult.info/article/osago/
  • https://www.rudorogi.ru/articles/traffic-laws/osago.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий