В этом обзоре освещается понятие аудиовизуального произведения, как объекта авторского права. Описаны особенности заключения договора и законодательная основа для него. В этом обзоре освещается понятие аудиовизуального произведения, как объекта авторского права. Описаны особенности заключения договора и законодательная основа для него.

Определение понятия

Аудиовизуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.

Аудиовизуальные произведения также включаются в состав произведения кинематографа, плюс все проекты, выраженные через схожие кинематографические средства (теле- и видеофайлы и прочие схожие произведения), а метод их первичной или следующей фиксации никакого влияния не оказывают.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей аудиовизуального произведения

Мы уже говорили о том, что аудиовизуальное произведение является сложным объектом. Это значит, что оно состоит из нескольких других объектов, на которые распространяются права того или иного лица-создателя.
К таким составляющим в п. 7 ст. 1259 ГК РФ «Объекты авторских прав» причисляют название, отдельные отрывки произведения, незаконченные части, персонажей. Наибольшее количество споров в суде вызывают персонажи тех или иных мультфильмов и кинофильмов.

П. 3 ст. 1259 рассматривает различные объективные формы выражения и существования персонажей: письменная, устная (публичное выступление, например), объективно-пространственная, в виде звуко- или видеозаписи.

Более того, персонаж должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора. Что сюда относят? Динамические нарисованные (или кукольные) образы героев мультфильмов, зафиксированные на плёнке или другом носителе, которые собираются в целый аудиовизуальный ряд.

При этом они должны обладать признаками, которые будут делать их оригинальными или легко узнаваемыми. Это и внешний вид, и особый голос, и уникальные жесты, мимика.

Только наличие этих фактов помогут истцу обратиться в суд за защитой прав на объект, взыскать компенсацию за нарушения.

Так, нанесение изображения персонажа на товар (футболку, кружку и др. вещи, предметы) без ведома правообладателя будет считаться правонарушением. Однако есть случаи, в которых использование какой-либо самостоятельной части из целостности аудиовизуального произведения лицом, не имеющим прав на неё, подвергаются множеству споров и разногласий.

В ст. 1274 ГК РФ есть отдельный пункт о свободном использовании произведения в информационных, научных учебных или культурных целях. В нём говорится о разрешении на пародии. Согласно кодексу, можно создавать литературные, музыкальные или иные пародийные произведения на основе оригинала. При этом автор-пародист имеет право публиковать или демонстрировать свои произведения без согласия обладателя прав на оригинальный исходник и не выплачивать вознаграждение.

Таким образом, автор оригинального произведения не может поставить запрет на использование своего материала в карикатурном ключе.

Однако если пародия порочит репутацию автора первоначального исходника, его честь и достоинство, он имеет все основания на подачу заявления о защите прав в суд.

Рассмотрим ситуацию, представленную в Постановлении Президиума ВАС от г. № 5861/13.

В 2010 г. на телеэкраны вышла передача «Стиляги-шоу» (состояла из нескольких сезонов). В ней известные российские медиа-лица (спортсмены, певцы, актёры) пародировали других звёзд мировой эстрады, обыгрывали популярные танцы из кинофильмов и мультфильмов.

В эфире программы прозвучало несколько композиций группы «Кармен». Компания ООО «Первое музыкальное издательство», которая имела авторские права на эти песни, подала в суд на создателей телевизионной программы.

Несмотря на то, что проект носил исключительно юмористический характер, суд присудил его авторам выплатить материальную компенсацию пострадавшей стороне, т.е. компании ООО «Первое музыкальное издательство».

Почему так получилось? Суд не увидел нарушений в пародии на людей, определённые образы, жесты, мимику и т.д., но обратил внимание на то, что создателям передачи необходимо было соблюсти права авторов аудиозаписей, прозвучавших в эфире, потому что музыка, как уже упоминалось ранее, может существовать самостоятельно и быть независимым компонентом от других частей аудиовизуального произведения.

Фото 1

Из истории явления

Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.
Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г. В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7).

Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

С г. по г. действовали нормы по Гражданскому кодексу РСФСР (Ст. 486). Авторское право на кино- или телефильмы было всё так же закреплено за студиями, предприятиями, осуществившими съёмку, а на любительские фильмы — за авторами и соавторами.

Кроме того, заявить права на созданное ими же произведение могли сценаристы, главный оператор, режиссёр-постановщик, художники-постановщики, композитор и др.

В современной России действовал Закон «Об авторском праве и смежных правах» от Г. № 5351-1. Основные поправки были внесены 20 июля 2004 г. и вступили в силу с 28 июля того же года.

Другая особенность обозначена в ст. 1263 ГК и указывает на то, что аудиовизуальные произведения имеют трёх авторов. Более того, в список этих создателей входит ещё и четвёртое лицо — «изготовитель».

При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства. Поговорим об этом подробнее.

Правовой статус продюсера

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2019 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Правовой статус создателей аудиовизуального произведения

Фото 3

Авторами аудиовизуального произведения являются:

Режиссёр-постановщик

Здесь важно сказать о разном правовом статусе разных режиссёров. Если режиссёр принял активное участие в создании фильма как организатор, возглавляющий весь творческий процесс, то он будет являться его автором. Для режиссёров-постановщиков цирковых, кукольных, театральных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений ст. 1313 ГК РФ авторские права не предусмотрены.

Сценарист

Зачастую это лицо создаёт сценарий на основе художественной книги. После выхода в свет кинофильма, автор сценария получает права на созданный им текст. Но прежде автору сценария необходимо договориться о творческой переработке литературного произведения с писателем (правообладателем книги). В случае отсутствия такой договорённости возникает явное нарушение авторских прав. К примеру, все части фильма «Гарри Поттер» снимались с полного согласия писательницы Дж. Роулинг. А российский фильм о спорте «Воин» (2015 г.) запустили в производство без ведома автора оригинального сценария, на основе которого ранее в США был отснят фильм с аналогичным названием и сюжетом «Warrior» (в пер. с англ. «воин»).

Композитор

В законодательстве о композиторе говорится как о лице, создавшем музыкальное произведение (с текстом или без текста) специально для мультипликационного фильма, кинофильма или др. проектов.

Безусловно, музыка придаёт аудиовизуальному произведению новые творческие оттенки. Поэтому для композиторов предусмотрено отдельное правило, указанное в п. 3 ст. 1263 ГК РФ: они имеют право требовать выплаты, вознаграждение за своё произведение, прозвучавшее как во время публичной демонстрации фильма, так и отдельно от него путём ретрансляции (например, в радиоэфире, по телевидению).

Кстати, к публичной демонстрации не причисляется просмотр фильма в домашней обстановке в кругу семьи согласно ст. 1270 ГК, носящей название «Исключительное право на произведение».

Авторы музыки имеют дополнительные гарантии. Вдобавок, над аудиовизуальным произведением работает множество людей других профессий. О них говорится в п. 5 ст. 1263 ГК. Ведь помимо режиссуры, сценария и музыки, упомянутых нами, фильм может содержать и множество других объектов, за созданием которых стоят авторы, чьи интересы тоже должны учитываться в каждом конкретном случае отдельно. Интересы субъектов не учитываются в ситуациях, когда они сами передали свои права изготовителю или иным лицам, или когда эти права перешли к последним на определённых основаниях (по договорам), предусмотренных законодательством.

Продюсер

Это и есть тот самый «изготовитель» (так он именуется в ст. 1263 ГК). Именно при его инициативе, ответственности за финансирование, организационном и творческом руководстве создаётся аудиовизуальное произведение. Подобная деятельность даёт продюсеру беспрекословное право на фильм в целом. Подробнее об этом вы можете прочитать в Федеральном законе от № 126-ФЗ (ред. от ) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Продюсером аудиовизуального произведения выступает не только человек (физическое лицо), но и кинокомпании, различные частные фирмы и государственные организации, союзы, общества, официально зарегистрированные (т.е. юридические лица). «Изготовителем» может быть Россия, её субъекты, министерства.
Права продюсера детализируются в отдельной статье 1240 Гражданского кодекса.

Помимо права авторства, у продюсеров есть право на имя. При трансляции объекта они указывают свою фамилию или наименование либо в конце фильма (титры), либо в начале (например, всем известные заставки голливудских фильмов: Columbia Pictures, 20th Century Fox, Walt Disney Company и др.)

Авторство в аудиовизуальном произведении

Общие положения

Фото 4
Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.
Фото 4

Аудиовизуальное произведение: понятие

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ (ст. 1263).

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации. Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое. Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Вопросы и ответы

, хотел поинтересоваться . Авторские права на фильм на территории РФ вошли в состав наследства . На производство фильма было потрачено около 500000$ ( на момент открытия наследства в 2009 , это составляло около 18000000 рублей ). Оценка авторских прав решается в судебном порядке . Я в своей оценке использовал затратный подхода . Следовательно , стоимость авторских прав получилась исходя из затрат на создание фильма . Другая сторона использовала доходный подход ( ожидаемые доходы от реализации авторских прав ) . В него она включила сопутствующие затраты на реализацию аудиовизуального произведения . Получилось на тиражирование 9500000 руб, реклама 5000000 рублей , кинопрокат 47000000 рублей , прочие расходы 14000000 рублей . Ожидаемая прибыль 9000000 рублей . В итоге авторские права на фильм оценили в 1 рубль , т.к. сопутствующие расходы превышают ожидаемые доходы . Подскажите пожалуйста , включение дистрибьютерских расходов при оценке авторских прав правомерно ? Или я могу как то доказать , что данный подход не верен ?

Эксперт:

при оценке делается заключение о рыночной стоимости предмета оценки. я правильно понял что дело в суде? если это так то вам необходима судебная экспертиза она будет иметь решающее зачение. то что вы описали это какойто валюнтаризьм )

Что должен сделать человек, что бы защитить свои авторские права(на музыку и текст песни) и как зарегистрировать псевдоним(можно ли это сделать в 16 лет?). В какие организации обращаться и что вообще для этого нужно?

Эксперт:

Асхаб!

Ни в какие организации обращаться не требуется. Ваши авторские права будут закреплены за вами в силу закона.

Как указано в ст. 1255 ГК РФ

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
2. Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

Согласно ст. 1257 ГК РФ

Автором произведения науки, литературы или искусства признается
гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в
качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным
образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса,
считается его автором, если не доказано иное.

Если вы опасаетесь плагиата в будущем, то с целью защитить ваше авторское право — распечатайте текст песни и ноты на бумаге и отдайте на хранение нотариусу, который предоставляет такую услугу. Это самый просто и недорогой способ защитить свои авторские права.

В случае необходимой в будущем судебной защиты ваших авторских прав это будет являться неоспоримым доказательством вашего авторства.

Эксперт:

Право авторства на музыку и текст регулируется

ГК РФ Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 28.11.2015 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.
Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

А право на псевдоним

ГК РФ Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Как либо регистрировать свое право не нужно. Исключительные права вам принадлежат с момента создания произведения.

Эксперт:

уважаемый Асхаб! Согласно статье 1265. Право авторства и право автора на имя

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1265]
1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Для регистрации псевдонима Вам необходимо обратиться в Роспатенте, и зарегистрировать его в качестве товарного знака.

Однако согласно статье 1508. Общеизвестный товарный знак

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 76] [Статья 1508]
1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Вы не можете использовать псевдоним, который уже общеизвестен на территории Российской Федерации как например Александр Пушкин и т.д.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://101jurist.com/pravo/audiovizualnoe-proizvedenie.html
  • https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/chto-takoe-audiovizualnoe-proizvedenie-i-komu-prinadlezhat-prava.html
  • http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/audiovizualnye-proizvedeniya-filmy-videoklipy-kak-obekty-avtorskogo-prava/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий